История нашей церкви

Евангельские христиане в Духе Апостолов (далее ЕХДА) являются самостоятельным направлением среди евангельского христианства в России. Учение ЕХДА в России связано с именами Николая Петровича Смородина и Александра Ивановича Иванова, которые были известными проповедниками Евангелия в России в начале XX в.


Н.П. Смородин
Н.П. Смородин
А.И. Иванов

А.И. Иванов с лета 1910 года начал нести пресвитерское служение в общине евангельских христиан в г. Выборге, где в январе 1911 г. также уверовал офицер царской армии Н.П. Смородин. Эта община входила в союз евангельских христиан Ивана Степановича Проханова.
И.С. Проханов
И.С. Проханов

В 1911 году Выборг посетил норвежец Томас Барат с проповедью о крещении Духом Святым со знамением иных языков и в конце 1913 года А.И. Иванов и Н.П. Смородин приняли эту евангельскую истину. Однако И.С. Проханов был не согласен с таким учением, это и стало причиной того, что А.И. Иванов и Н.П. Смородин перешли к созданию отдельных общин на территории Российской империи. Среди них были крупные общины в Москве, Санкт-Петербурге, Выборге, Гельсингфорсе и Тверской губернии.

В марте 1916 года в Петроград прибыл Андрей Давидович Уршан, который познакомил Н.П.Смородина с учением о Едином Боге, в это время были приняты основы учения ЕХДА, остающиеся важными до нынешнего времени.

А.Д. Уршан
А.Д. Уршан

А. И. Иванов и Н.П. Смородин и рукоположили многих служителей по всем местам, где были верующие в Единого Бога, общины росли вплоть до 20-х гг. Учение распространилось в Белоруссию, Украину, Польшу, Германию, Латинскую Америку. После принятия закона в 1929 г. «О религиозных культах» положение изменилось: верующие, наряду с другими конфессиями, подверглись гонениям. Н.П. Смородин окончил жизнь в лагере в 1953 г. (посмертно реабилитирован).

В 50–60-е гг. вышедшие из тюрем служители восстановили церковную жизнь. Стали возрождаться общины, появилась возможность регистрировать церкви, так как представителем ЕХДА в ВСЕХБ был направлен Петр Климентьевич Шатров. Вопрос о взаимоотношениях с государством и юридического признания братства рассматривался как необходимый. Так регистрацию получили общины в Великих Луках (Я.И. Арбузов, А.Л. Шатров), Торопце (А.Н. Бакунов). В конце 70-х гг. в г. Ленинграде автономно от баптистов была зарегистрирована община ЕХДА, таким образом, юридически было признано существование такого евангельского направления в России.

 

Верующие в г. Мосты
Верующие в г. Мосты со служителем П.П. Пецевичем. Дом молитвы в 50-х годах во время репрессий был закрыт и разобран властями

На сегодняшний день церкви ЕХДА продолжают процесс юридического оформления в соответствии с законами РФ. Существующее каноническое единство подкрепляется решением братства о создании централизованной религиозной организации «Объединение церквей евангельских христиан в Духе Апостолов».

ИЗ КНИГИ АЛЕКСАНДРА КЛИМЕНТЬЕВИЧА ШАТРОВА «ЕВАНГЕЛЬСКИЕ ХРИСТИАНЕ В ДУХЕ АПОСТОЛОВ» О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЦЕРКВИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ:

Петроградская община была официально зарегистрирована в 1921 г. До 1934 года старшим пресвитером был А.И. Иванов. После его смерти служение совершал Михаил Иванович Соболев, бывший при Иванове разъездным служителем. В 1929 году многие члены общины были репрессированы, официальные собрания были запрещены, молитвенный дом — закрыт. Собрания проводились нелегально, небольшими группами, по квартирам.

В 1952 году Господь послал в Ленинград Климентия Яковлевича Шатрова для восстановления служения.

В 1955 году Василием Артемьевичем Сухоруковым и Михаилом Ивановичем Соболевым был рукоположен на служение Петр Климентьевич Шатров. При служении Петра Климентьевича многие из баптистов и пятидесятников, исповедующих Бога в трех лицах, познали Господа как Единого Бога и приняли крещение во имя Иисуса Христа. При пресвитерах Михаиле Акимовиче Орлове, и позднее Анатолии Николаевиче Кирюханцеве, кроме своего служения, проводили совместные служения с евангельскими христианами баптистами.

При Орлове было составлено Ленинградское соглашение, в котором было оговорено проведение совместных богослужений, не навязывая друг другу своих взглядов. Если член той или иной стороны не желает слушать мнение противной стороны — не нужно об этом говорить, а если кто спрашивает — то одна и вторая сторона могла свободно излагать свои взгляды в личных беседах. При Кирюханцеве мы договорились о совместной проповеди. Желающие креститься во имя Отца и Сына и Святого Духа — крестятся в баптистерии, желающие креститься во имя Господа Иисуса Христа — мы крестим там, где сочтем нужным. Обычно наши крещения происходили за городом, обязательно в открытых водоемах.

В конце 50-х годов в Ленинграде состоялась встреча наших служителей и старших братьев из поместных церквей Северо-Западного региона. На этой встрече присутствовали: Шатров Петр Климентьевич (г. Ленинград), Арбузов Яков Иванович (г. Великие Луки), Круглов Василий Николаевич (г. Калинин), Бакунов Александр Никитич (Торопец) и старшие братья этих церквей. Обсуждался вопрос об обращении в совет по делам религий, через А.И. Кирюханцева и А.В. Карева, генерального секретаря евангельских христиан баптистов, о разрешении на права разъездного служителя по Северо-Западному региону. По общему решению и с молитвой была намечена кандидатура Петра Климентьевича.

 

П.К. Шатров, Н.С. Полинский, В.Н. Кочнов
Слева на право: П.К. Шатров, Н.С. Полинский, В.Н. Кочнов (снимок сделан в г. Мосты)

Петру Климентьевичу было предложено переехать в Москву. Прежде чем уехать, он попросил служителей из Эстонии брат Каева и Пальмисте рукоположить вместо себя, как было открыто Господом, Дмитрия Леонтьевича Шатрова и Василия Тимофеевича Шатрова. Рукоположение происходило в Таллине в присутствии Таллинской церкви и многих братьев и сестер из Ленинграда, этим двум служителям давались равные права.

В 1976 году появилась возможность зарегистрировать общину автономно от всех союзов как церковь Евангельских христиан в Духе Апостолов. В конце 1979 года был приобретен на окраине города, в Парголово, дом и зарегистрирован как Дом молитвы. И поныне в нем совершается служение.