Церковь евангельских христиан в духе апостолов в России имеет славную и богатую предысторию.
В конце 1860-х — начале 1870-х годов некоторые петербургские великосветские дамы, путешествуя по Европе, познакомились с лордом Редстоком, проповедовавшем в то время Христа и Его Евангелие. По приглашению этих дам Редсток приехал в Санкт-Петербург в 1874 году. Его проповедь зазвучала в протестантских храмах и в аристократических салонах.
Это стало толчком к евангельскому пробуждению в столице Российской империи. В результате исповедовать евангельскую веру стал достаточно широкий круг столичной аристократии. После отъезда Редстока движение возглавил отставной полковник гвардии Василий Александрович Пашков, по имени которого евангельских христиан стали называть «пашковцами».
По мере того как движение пашковцев крепло и росло его влияние в обществе, стало усиливаться противодействие ему со стороны государства и Русской православной церкви. В 1884 году лидерам движения Пашкову и графу Корфу была запрещена проповедь Евангелия, и они были высланы за границу.
Гонения в течение 25 лет, воздвигнутые по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева, не смогли искоренить евангельское христианство в Санкт-Петербурге. Даже в самое суровое время собрания во дворце княгини Н.Ф.Ливен на улице Большой Морской, дом 43 не прекращались.
Новый период евангельского движения начался в 1905 году. Указом от 17 апреля была провозглашена веротерпимость. Обретенная свобода была большой радостью для евангельских христиан.
Рост евангельского движения требовал его организационного и юридического оформления. 26 ноября 1908 года Петербургская община евангельских христиан была зарегистрирована Петербургским губернским правлением. Председателем Совета общины был избран Иван Степанович Проханов.
В течение четырех лет от объявления царского указа о веротерпимости деятельность евангельских христиан в России широко распространилась. Для сотрудничества, братского общения и общей организации евангельского движения Прохановым в сентябре 1909 года был созван в Санкт-Петербурге Первый всероссийский съезд. На нем был создан Всероссийский союз евангельских христиан во главе с Прохановым.
На съезде Прохановым была провозглашена миссионерская программа с девизом: идти «от города к городу, от поселка к поселку, от деревни к деревне, от человека к человеку» и благовествовать Слово Божие — благую весть спасения всему русскому народу. Результатом избранной миссионерской стратегии стало непрерывное возрастание количества общин и групп по всей России.
Появились русские общины и в Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи. В Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) общиной евангельских христиан руководил Александр Иванович Иванов, в Выборге – Николай Петрович Смородин.
В 1906 году вспыхнуло великое духовное пробуждение в Америке в Лос-Анджелесе, вошедшее в историю как «пробуждение на Азуза-стрит», быстро распространившееся по всему лицу Земли.
В Европу движение Пятидесятницы было принесено норвежским методистским проповедником Томасом Баллом Барратом. В 1906 году он отправился в Америку, желая собрать пожертвования на строительство нового здания Христианской городской миссии в Осло. Прибыв в Нью-Йорк и услышав о пробуждении на Азуза-стрит, он написал руководящим братьям Лос-анджелесской общины письмо, в котором просил о молитвенной поддержке, чтобы он мог получить крещение Святым Духом, а сам, закрывшись в своем гостиничном номере, стал в посте и молитве искать обещанного Богом для Его детей благословения. Там он и дождался исполнения этого великого Божьего обетования в своей жизни. Таким образом, за тысячи километров от пылавшего на западном побережье Америки пробуждения огонь Святого Духа зажег сердце этого человека и сделал его сосудом, который понес этот огонь за десятки тысяч километров от Азуза-стрит, — в Европу. Незадолго перед новым 1907 годом Т. Барратт возвратился в Норвегию и уже в самом конце 1906 года провел в Осло первое пятидесятническое служение в Европе, которое собрало около 2000 человек.
В Финляндию движение Пятидесятницы вошло в 1911 году и быстро распространилось благодаря двум норвежцам: Томасу Барратту и Герхарду Ольсену-Шмидту. К 1914 году пятидесятничество утвердилось практически во всех частях Финляндии.
В русские общины весть о новом пробуждении пришла через крещеных Духом финских проповедников, одним из которых был знавший русский язык Пекка Хаккарайнен. Начало этому было положено в Выборге. В январе 1913 года журнал «Гость», издаваемый В.Фетлером, начал печатать материалы про Великое пробуждение в Уэльсе. В своем вводном слове Фетлер написал: «Предтечею этого пробуждения была усиленная молитвенная жизнь Эвана Робертса. Читателей же просим молиться Богу, чтобы Господь посетил, согласно Своему Слову, великим духовным пробуждением и дорогую нашу Россию».
Члены Выборгской общины евангельских христиан Лукинов и Тихомиров, читавшие журнал «Гость», откликнулись на этот призыв и начали совместно часами молиться о пробуждении в Выборге, подобном Уэльскому! Вскоре их молитвы были услышаны. Лукинов пишет: «В половине марта братья финны сообщили нам, что у них большая новость: «В собрание финнов каким-то чудесным образом посланы два проповедника, крещеные Духом Святым, и сами они проповедуют о крещении Святым Духом. И многие из верующих, слушая их проповедь, получили крещение Святым Духом и дары пророческие, и разные языки. Один из этих проповедников хорошо говорит по-русски, и если русские братья желают, то можно их пригласить на русское собрание». Мы с радостью приняли это предложение, и проповедники пришли к нам и говорили нам о крещении Духом Святым. Это внесло новую струю в течение нашей духовной жизни, открыло нам путь ещё превосходнейший. Теперь не только мы с Тихомировым, а всё собрание молилось о сошествии Святого Духа». В результате руководитель общины Смородин был крещен Святым Духом.
Когда в Гельсингфорсе в русской церкви услышали о том, что в Выборге проповедуют новое учение, а Смородин крещен Святым Духом, то они послали проповедника Иванова исследовать этот вопрос. По приезду в Выборг в тот же вечер он сам пережил крещение Духом Святым и, пережив новый опыт, вернулся в Гельсингфорс.
Тогда руководство Петербургской церкви, негативно относившееся к новому движению, послало своего опытного и авторитетного проповедника Степана Прохорова, уполномочив его исправить ситуацию и отлучить от церкви всех переживших крещение Духом. В это самое время в Выборг приехал американский проповедник Франк Бартлеман, который с самого начала был одной из ключевых фигур пробуждения на Азуза-стрит. Пути Прохорова и Бартлемана пересеклись в одном и том же собрании. С Прохоровым произошло то же, что и с Ивановым. Он в ночь с 23 на 24 ноября 1913 года пережил крещение Духом Святым, заговорил языками и понес новую весть с рвением в Гельсингфорс и затем в Санкт-Петербург. После этого евангельские христиане отлучили всех троих, как и других членов общины, переживших аналогичный опыт.
Начав в Гельсингфорсе, Выборге и Санкт-Петербурге, в 1914 году проповедники пятидесятницы ездили по разным губерниям России, проповедуя крещение Духом Святым. Большой отклик их проповедь нашла на Кавказе в Тифлисе (ныне Тбилиси).
Поскольку проповедь крещения Духом со знамением иных языков встретила сильное неприятие со стороны баптистов и евангельских христиан, то те немногие, кто получил такое крещение, были вынуждены оставить свои церкви и собираться отдельно. Вследствие недостатка духовного знания и отсутствия опытных учителей, вскоре в общину проникли некоторые ложные доктрины, противоречащие Библии. Испугавшись и подвергнув сомнению свой опыт пятидесятницы, многие верующие возвратились в те церкви, откуда вышли.
Другим ударом по молодому движению стали репрессии против его руководителей, имевшие место в годы Первой мировой войны. Многие братья были научены и исповедовали, что пролитие крови есть грех перед Богом. Они отказались взять в руки оружие, за что были отправлены на каторгу.
Но пострадали не только они, но и их духовные наставники. В июле 1915 года подверглось аресту руководство Гельсингфорской общины и ее проповедники (Иванов, Тучков, Вецвагер и Чернухин). Они были административно высланы во внутренние губернии Российской Империи под полицейский надзор на все время действия военного положения. Им было запрещено проповедовать, но они молились и совершали свой труд посредством переписки с братьями и сестрами. Они были уверены, что дальнейшие события в Петрограде стали ответом на их молитвы, по которым Бог в нужное время послал Свою помощь для преодоления кризисного состояния общины.
В марте 1916 года в Петроград прибыл американец Эндрю Дэвид Уршан, который до этого трудился миссионером в Персии, где благодаря его усилиям возникло несколько пятидесятнических общин. Спасаясь от кровавой резни, которую турки учинили на оккупированных землях Персии, Уршан совершил путешествие через Кавказ и всю Россию с юга на север, добравшись до Петрограда.
Увидев здесь печальное состояние общины, находившейся в упадке и рассеянии, Уршан начал учить верующих распознавать уловки сатаны. У многих открылись глаза, и известие о происходящем стремительно распространилось. Рассеянные овцы начали возвращаться, плача и взывая к Богу о милости и прощении. Сила Господа сошла на них, пробудив и восстановив дивным образом свыше 140 душ, отступивших от Него. Около пятидесяти человек обратились к Господу, из которых тридцать пять получили крещение Святым Духом. Сила Божья ощущалась всеми. Община была научена истинным путям, посредством которых Бог действует в Своих святых после их крещения Духом.
Важно заметить, что именно Уршан положил начало проповеди в России пятидесятнического учения о Едином Боге, согласно которому Господь Иисус Христос является собственным именем Всемогущего Бога и что во Христе Иисусе явился Отец и Сын и Дух Святой. Ища и получив в Петрограде откровение от Бога, Уршан крестил 12 новообращенных «во имя Господа Иисуса Христа», как это делали апостолы.
На Пасху 10 апреля 1916 года последовало второе крещение на Черной речке, во время которого креститься «во имя Господа Иисуса Христа» захотели не только новообращенные, но и те, кто ранее был крещен «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Поскольку Уршан сам еще не был крещен по апостольской формуле, сначала его крестил старейший в общине брат Антонов. Затем Уршан крестил 90 человек, из которых 75 последовали его примеру в повторном крещении, в их числе были и супруги Смородины. Уршан простоял в ледяной воде около двух часов.
Срок действия его паспорта истекал, что заставило Уршана срочно выехать из России. Результатом его непродолжительного (менее двух месяцев) пребывания в Петрограде стало возникновение первой в России унитарианской общины пятидесятников, которая с первых лет стала именоваться общиной «евангельских христиан в духе апостольском».
Справка. Современное, чуть измененное, название «евангельские христиане в духе апостолов», исходя из имеющихся сведений, закрепилось с момента подписания соглашения между евангельскими христианами в духе апостолов и евангельскими христианами-баптистами в Москве в 1947 г.
Февральская революция 1917 года позволила А.И.Иванову возвратиться в Петроград. Ссылка не позволила ему быть свидетелем проповеди Уршана. Хотя и не сразу, но он принял учение о Едином Боге. Иванов возглавил Петроградскую церковь евангельских христиан в духе апостольском, а Смородин и другие братья посвятили себя проповеди и много разъезжали по разным городам России. Смородин не только организовал эту деятельность, но и сам активно и вдохновенно проповедовал, являя пример бескорыстия и трудолюбия. Из баптистов, молокан, евангельских христиан стали присоединяться к этому движению.
В результате большой миссионерской работы, при содействии силы Господней, очень скоро были образованы церкви и группы в Петроградской, Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской, Вятской, Московской губерниях, в Эстонии, Белоруссии, Украине, Польше. Братья совершали евангельскую работу старательно и ревностно, не покладая рук, не смотря на встречавшиеся повсеместно трудности. В.А.Сухоруков организовал в дер. Грибово Тверской губернии самую большую по тому времени общину евангельских христиан в духе апостольском. Крупная церковь сформировалась в Москве, где к движению присоединилась община трезвенников, возглавляемая И.Н.Колосковым.
Вот так появилась в России Церковь евангельских христиан в духе апостолов. Первые камни в ее здание положили миссионеры и проповедники из Америки, Норвегии, Финляндии, России. Братский вклад в ее становление внесли русские общины методистов, евангельских христиан, баптистов, молокан. Колыбелью церкви стали русские нивы, которые «побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35), а основанием церкви — Господь, «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11).
В заключение надо сказать, что Церковью евангельских христиан в духе апостолов пишется и готовится к изданию подробная история, которая позволит увидеть историю пятидесятничества в России глазами тех, через кого Господь творил ее. В книгу войдут свидетельства, письма и воспоминания, оставленные Барраттом, Бартлеманом, Уршаном, Прохоровым, Лукиновым, Ивановым, Смородиным и другими первопроходцами пятидесятничества. Читатель сможет познакомиться с архивными документами, газетными и журнальными статьями царского и советского времени, что позволит ему совершить осязаемое путешествие во времени и с пользой для своей души прикоснуться к живой истории распространения огня Пятидесятницы в России.
Leave a Comment
Last Updated: 23.10.2018 by Виктор Шатров
История возникновения движения
Церковь евангельских христиан в духе апостолов в России имеет славную и богатую предысторию.
В конце 1860-х — начале 1870-х годов некоторые петербургские великосветские дамы, путешествуя по Европе, познакомились с лордом Редстоком, проповедовавшем в то время Христа и Его Евангелие. По приглашению этих дам Редсток приехал в Санкт-Петербург в 1874 году. Его проповедь зазвучала в протестантских храмах и в аристократических салонах.
Это стало толчком к евангельскому пробуждению в столице Российской империи. В результате исповедовать евангельскую веру стал достаточно широкий круг столичной аристократии. После отъезда Редстока движение возглавил отставной полковник гвардии Василий Александрович Пашков, по имени которого евангельских христиан стали называть «пашковцами».
По мере того как движение пашковцев крепло и росло его влияние в обществе, стало усиливаться противодействие ему со стороны государства и Русской православной церкви. В 1884 году лидерам движения Пашкову и графу Корфу была запрещена проповедь Евангелия, и они были высланы за границу.
Гонения в течение 25 лет, воздвигнутые по инициативе обер-прокурора Святейшего Синода К.П.Победоносцева, не смогли искоренить евангельское христианство в Санкт-Петербурге. Даже в самое суровое время собрания во дворце княгини Н.Ф.Ливен на улице Большой Морской, дом 43 не прекращались.
Новый период евангельского движения начался в 1905 году. Указом от 17 апреля была провозглашена веротерпимость. Обретенная свобода была большой радостью для евангельских христиан.
Рост евангельского движения требовал его организационного и юридического оформления. 26 ноября 1908 года Петербургская община евангельских христиан была зарегистрирована Петербургским губернским правлением. Председателем Совета общины был избран Иван Степанович Проханов.
В течение четырех лет от объявления царского указа о веротерпимости деятельность евангельских христиан в России широко распространилась. Для сотрудничества, братского общения и общей организации евангельского движения Прохановым в сентябре 1909 года был созван в Санкт-Петербурге Первый всероссийский съезд. На нем был создан Всероссийский союз евангельских христиан во главе с Прохановым.
На съезде Прохановым была провозглашена миссионерская программа с девизом: идти «от города к городу, от поселка к поселку, от деревни к деревне, от человека к человеку» и благовествовать Слово Божие — благую весть спасения всему русскому народу. Результатом избранной миссионерской стратегии стало непрерывное возрастание количества общин и групп по всей России.
Появились русские общины и в Финляндии, входившей тогда в состав Российской империи. В Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) общиной евангельских христиан руководил Александр Иванович Иванов, в Выборге – Николай Петрович Смородин.
В 1906 году вспыхнуло великое духовное пробуждение в Америке в Лос-Анджелесе, вошедшее в историю как «пробуждение на Азуза-стрит», быстро распространившееся по всему лицу Земли.
В Европу движение Пятидесятницы было принесено норвежским методистским проповедником Томасом Баллом Барратом. В 1906 году он отправился в Америку, желая собрать пожертвования на строительство нового здания Христианской городской миссии в Осло. Прибыв в Нью-Йорк и услышав о пробуждении на Азуза-стрит, он написал руководящим братьям Лос-анджелесской общины письмо, в котором просил о молитвенной поддержке, чтобы он мог получить крещение Святым Духом, а сам, закрывшись в своем гостиничном номере, стал в посте и молитве искать обещанного Богом для Его детей благословения. Там он и дождался исполнения этого великого Божьего обетования в своей жизни. Таким образом, за тысячи километров от пылавшего на западном побережье Америки пробуждения огонь Святого Духа зажег сердце этого человека и сделал его сосудом, который понес этот огонь за десятки тысяч километров от Азуза-стрит, — в Европу. Незадолго перед новым 1907 годом Т. Барратт возвратился в Норвегию и уже в самом конце 1906 года провел в Осло первое пятидесятническое служение в Европе, которое собрало около 2000 человек.
В Финляндию движение Пятидесятницы вошло в 1911 году и быстро распространилось благодаря двум норвежцам: Томасу Барратту и Герхарду Ольсену-Шмидту. К 1914 году пятидесятничество утвердилось практически во всех частях Финляндии.
В русские общины весть о новом пробуждении пришла через крещеных Духом финских проповедников, одним из которых был знавший русский язык Пекка Хаккарайнен. Начало этому было положено в Выборге. В январе 1913 года журнал «Гость», издаваемый В.Фетлером, начал печатать материалы про Великое пробуждение в Уэльсе. В своем вводном слове Фетлер написал: «Предтечею этого пробуждения была усиленная молитвенная жизнь Эвана Робертса. Читателей же просим молиться Богу, чтобы Господь посетил, согласно Своему Слову, великим духовным пробуждением и дорогую нашу Россию».
Члены Выборгской общины евангельских христиан Лукинов и Тихомиров, читавшие журнал «Гость», откликнулись на этот призыв и начали совместно часами молиться о пробуждении в Выборге, подобном Уэльскому! Вскоре их молитвы были услышаны. Лукинов пишет: «В половине марта братья финны сообщили нам, что у них большая новость: «В собрание финнов каким-то чудесным образом посланы два проповедника, крещеные Духом Святым, и сами они проповедуют о крещении Святым Духом. И многие из верующих, слушая их проповедь, получили крещение Святым Духом и дары пророческие, и разные языки. Один из этих проповедников хорошо говорит по-русски, и если русские братья желают, то можно их пригласить на русское собрание». Мы с радостью приняли это предложение, и проповедники пришли к нам и говорили нам о крещении Духом Святым. Это внесло новую струю в течение нашей духовной жизни, открыло нам путь ещё превосходнейший. Теперь не только мы с Тихомировым, а всё собрание молилось о сошествии Святого Духа». В результате руководитель общины Смородин был крещен Святым Духом.
Когда в Гельсингфорсе в русской церкви услышали о том, что в Выборге проповедуют новое учение, а Смородин крещен Святым Духом, то они послали проповедника Иванова исследовать этот вопрос. По приезду в Выборг в тот же вечер он сам пережил крещение Духом Святым и, пережив новый опыт, вернулся в Гельсингфорс.
Тогда руководство Петербургской церкви, негативно относившееся к новому движению, послало своего опытного и авторитетного проповедника Степана Прохорова, уполномочив его исправить ситуацию и отлучить от церкви всех переживших крещение Духом. В это самое время в Выборг приехал американский проповедник Франк Бартлеман, который с самого начала был одной из ключевых фигур пробуждения на Азуза-стрит. Пути Прохорова и Бартлемана пересеклись в одном и том же собрании. С Прохоровым произошло то же, что и с Ивановым. Он в ночь с 23 на 24 ноября 1913 года пережил крещение Духом Святым, заговорил языками и понес новую весть с рвением в Гельсингфорс и затем в Санкт-Петербург. После этого евангельские христиане отлучили всех троих, как и других членов общины, переживших аналогичный опыт.
Начав в Гельсингфорсе, Выборге и Санкт-Петербурге, в 1914 году проповедники пятидесятницы ездили по разным губерниям России, проповедуя крещение Духом Святым. Большой отклик их проповедь нашла на Кавказе в Тифлисе (ныне Тбилиси).
Поскольку проповедь крещения Духом со знамением иных языков встретила сильное неприятие со стороны баптистов и евангельских христиан, то те немногие, кто получил такое крещение, были вынуждены оставить свои церкви и собираться отдельно. Вследствие недостатка духовного знания и отсутствия опытных учителей, вскоре в общину проникли некоторые ложные доктрины, противоречащие Библии. Испугавшись и подвергнув сомнению свой опыт пятидесятницы, многие верующие возвратились в те церкви, откуда вышли.
Другим ударом по молодому движению стали репрессии против его руководителей, имевшие место в годы Первой мировой войны. Многие братья были научены и исповедовали, что пролитие крови есть грех перед Богом. Они отказались взять в руки оружие, за что были отправлены на каторгу.
Но пострадали не только они, но и их духовные наставники. В июле 1915 года подверглось аресту руководство Гельсингфорской общины и ее проповедники (Иванов, Тучков, Вецвагер и Чернухин). Они были административно высланы во внутренние губернии Российской Империи под полицейский надзор на все время действия военного положения. Им было запрещено проповедовать, но они молились и совершали свой труд посредством переписки с братьями и сестрами. Они были уверены, что дальнейшие события в Петрограде стали ответом на их молитвы, по которым Бог в нужное время послал Свою помощь для преодоления кризисного состояния общины.
В марте 1916 года в Петроград прибыл американец Эндрю Дэвид Уршан, который до этого трудился миссионером в Персии, где благодаря его усилиям возникло несколько пятидесятнических общин. Спасаясь от кровавой резни, которую турки учинили на оккупированных землях Персии, Уршан совершил путешествие через Кавказ и всю Россию с юга на север, добравшись до Петрограда.
Увидев здесь печальное состояние общины, находившейся в упадке и рассеянии, Уршан начал учить верующих распознавать уловки сатаны. У многих открылись глаза, и известие о происходящем стремительно распространилось. Рассеянные овцы начали возвращаться, плача и взывая к Богу о милости и прощении. Сила Господа сошла на них, пробудив и восстановив дивным образом свыше 140 душ, отступивших от Него. Около пятидесяти человек обратились к Господу, из которых тридцать пять получили крещение Святым Духом. Сила Божья ощущалась всеми. Община была научена истинным путям, посредством которых Бог действует в Своих святых после их крещения Духом.
Важно заметить, что именно Уршан положил начало проповеди в России пятидесятнического учения о Едином Боге, согласно которому Господь Иисус Христос является собственным именем Всемогущего Бога и что во Христе Иисусе явился Отец и Сын и Дух Святой. Ища и получив в Петрограде откровение от Бога, Уршан крестил 12 новообращенных «во имя Господа Иисуса Христа», как это делали апостолы.
На Пасху 10 апреля 1916 года последовало второе крещение на Черной речке, во время которого креститься «во имя Господа Иисуса Христа» захотели не только новообращенные, но и те, кто ранее был крещен «во имя Отца и Сына и Святого Духа». Поскольку Уршан сам еще не был крещен по апостольской формуле, сначала его крестил старейший в общине брат Антонов. Затем Уршан крестил 90 человек, из которых 75 последовали его примеру в повторном крещении, в их числе были и супруги Смородины. Уршан простоял в ледяной воде около двух часов.
Срок действия его паспорта истекал, что заставило Уршана срочно выехать из России. Результатом его непродолжительного (менее двух месяцев) пребывания в Петрограде стало возникновение первой в России унитарианской общины пятидесятников, которая с первых лет стала именоваться общиной «евангельских христиан в духе апостольском».
Справка. Современное, чуть измененное, название «евангельские христиане в духе апостолов», исходя из имеющихся сведений, закрепилось с момента подписания соглашения между евангельскими христианами в духе апостолов и евангельскими христианами-баптистами в Москве в 1947 г.
Февральская революция 1917 года позволила А.И.Иванову возвратиться в Петроград. Ссылка не позволила ему быть свидетелем проповеди Уршана. Хотя и не сразу, но он принял учение о Едином Боге. Иванов возглавил Петроградскую церковь евангельских христиан в духе апостольском, а Смородин и другие братья посвятили себя проповеди и много разъезжали по разным городам России. Смородин не только организовал эту деятельность, но и сам активно и вдохновенно проповедовал, являя пример бескорыстия и трудолюбия. Из баптистов, молокан, евангельских христиан стали присоединяться к этому движению.
В результате большой миссионерской работы, при содействии силы Господней, очень скоро были образованы церкви и группы в Петроградской, Псковской, Новгородской, Тверской, Смоленской, Вятской, Московской губерниях, в Эстонии, Белоруссии, Украине, Польше. Братья совершали евангельскую работу старательно и ревностно, не покладая рук, не смотря на встречавшиеся повсеместно трудности. В.А.Сухоруков организовал в дер. Грибово Тверской губернии самую большую по тому времени общину евангельских христиан в духе апостольском. Крупная церковь сформировалась в Москве, где к движению присоединилась община трезвенников, возглавляемая И.Н.Колосковым.
Вот так появилась в России Церковь евангельских христиан в духе апостолов. Первые камни в ее здание положили миссионеры и проповедники из Америки, Норвегии, Финляндии, России. Братский вклад в ее становление внесли русские общины методистов, евангельских христиан, баптистов, молокан. Колыбелью церкви стали русские нивы, которые «побелели и поспели к жатве» (Ин. 4:35), а основанием церкви — Господь, «ибо никто не может положить другого основания, кроме положенного, которое есть Иисус Христос» (1Кор. 3:11).
В заключение надо сказать, что Церковью евангельских христиан в духе апостолов пишется и готовится к изданию подробная история, которая позволит увидеть историю пятидесятничества в России глазами тех, через кого Господь творил ее. В книгу войдут свидетельства, письма и воспоминания, оставленные Барраттом, Бартлеманом, Уршаном, Прохоровым, Лукиновым, Ивановым, Смородиным и другими первопроходцами пятидесятничества. Читатель сможет познакомиться с архивными документами, газетными и журнальными статьями царского и советского времени, что позволит ему совершить осязаемое путешествие во времени и с пользой для своей души прикоснуться к живой истории распространения огня Пятидесятницы в России.
Автор текста: Владимир Степанов.
Поделиться ссылкой:
Category: история Tags: история